МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПУЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ
Сотрудничество Аэрофлота с иностранными авиакомпаниями является широким и многосторонним. Принцип сотрудничества на взаимовыгодных условиях является не только посылкой в преамбуле межправительственных соглашений о воздушном сообщении, на и главным принципом, на основе которого строится вся деятельность Аэрофлота на международной арене. Но право на выполнение полетов, не подкрепленное и не дополненное коммерческими правами, с экономической точки зрения ничего не дает. Поэтому вопросы о предоставлении коммерческих прав, их объеме приобретают за-последнее время первостепенное значение и являются про^ блемами наряду с правом на выполнение полетов.
‘ Основным видом коммерческих соглашений между авиакомпаниями являются соглашения: о взаимном предоставлении услуг; определяющие систему технического и коммерческого обслуживания; о заправке авиаГСМ; о коммерческом сотрудничестве с турфирмами и бюро путешествий и целый ряд других. Среди всех коммерческих соглашений особое место принадлежит соглашениям о пуле, так как это особый вид наиболее тесного сотрудничества между авиакомпаниями.
Пул в переводе с английского Pool означает «общий котел», «объединенный фонд». Это понятие появилось в эпоху империализма, когда создавались монополии во всех сферах производства.. Одним из видов монополистических объединений являются • пульные ассоциации. Они характеризуются тем, что каждый член соглашения вносит в пул одинаковую, установленную для всех участников сумму с единицы продукции. В результате образуется значи*
тельный резервный фонд, который через согласованный срок делится в определенной пропорции между членами пула. Первые пульные ассоциации на железнодорожном транспорте возникли в XIX в,
■Между авиакомпаниями пульное сотрудничество стало зарождаться в начале 50-х годов и особенно активно развивается в настоящее время.
Пульная эксплуатация авиакомпаниями международных воздушных линий способствует: ослаблению конкуренции между партнерами по пулу, что приводит к усилению их позиций по отношению к третьим авиакомпаниям; большому выбору рейсов, предлагаемых пассажирам на данном участке, благодаря общему расписанию с координацией времени вылета самолетов пульных партнеров; увеличению предложений перевозок на других маршрутах; снижению рекламных расходов по пульной линии благодаря объединению рекламной деятельности.
Пульное соглашение между авиакомпаниями определяется как коммерческое соглашение между двумя и более перевозчиками о внесении в общий фонд доходов или расходов и доходов от эксплуатации пульной линии. или пульного участка линии в течение определенного периода времени, а также о распределении этих доходов пли доходов и расходов между ними в соответствии с согласованными принципами.
Проиллюстрируем реальное пульное соглашение, учитывающее все рассмотренные рыночные условия, следующим примером. Пусть партнеры А к В заключили между собой соглашение о пуле. На основании этого соглашения производится совместная эксплуатация участка i—k авиалинии i—j—k—l. Партнер А выполняет на л-местном самолете беспосадочные перевозки между і и k. Партнер В выполняет на m-местном самолете (допустим, что я<т) полет с промежуточной посадкой в пункте j и далее за пределы пульного участка. Партнер А выполняет в неделю у рейсов, а партнер В—z рейсов. Тариф на участке і—k составляет х рублей. Партнеры согласились вносить в пул доходы только от пассажирских перевозок по пульным ставкам в размере d процентов от тарифа экономического класса. Ими принят метод распределения доходов из пула пропорционально количеству предложенных мест. Они договариваются не менять пределов платежей при различных доходах, а устанавливают «потолок платежей» Т. Математическая модель этого пула приведена в табл. 5.1.
Платежи по пулу имеют следующие ограничения:
а) если Па-ув то на расчетный счет партнера В■ будет переведена сумма в Т рублей;. —
б) еСЛИ ПЛ-нВ <Т, то. .
,"H]-
При сравнении пульных соглашений на различных уровнях принятия решений используют различные показатели эффективности.
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
Среди них следует выделить показатели рентабельности пула, коэффициенты пульных поступлений (потерь) и абсолютный суммарный результат.
Рентабельность пула
— DJ D4, (5.28)
где Од —■ суммарный доход, учитывающий результаты пульного соглашения; D4 — суммарный чистый доход от эксплуатации авиалинии, т. е. без учета результатов пульного соглашения.
Если №рп=1, то пул называется безобидным, если Wpn>l, то пул выигрышный, если Грп<1, — проигрышный.
Коэффициент пульных поступлений (потерь) характеризует копейный результат пульного сотрудничества
К „и = 1 — DJD4. (5.29)
Абсолютный суммарный результат пульного соглашения
Rz = Da — D4. ■ .(5.3)
Если >0, то пульное соглашение дает поступления, если
<0, приводит к потерям.